КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ ПРОЦЕ́СС, развитие и усовершенствования конституционно-правовых институтов в государстве (см. ГОСУДАРСТВО). Истоки конституционного процесса в России восходят к началу 19 века. Фактическое начало конституционной реформы в России положил «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, который провозгласил «основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Этим же документом декларировалось установление незыблемого правила, «чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий» властей.
С распадом СССР, принятие новой конституции России, свободной от наслоений прошлого, стало очевидной необходимостью. Конституционное творчество начала 1990-х годов вызвало общественный интерес, было подготовлено несколько конституционных проектов. Главными из них были проект Конституционной комиссии Верховного Совета РФ и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению президента Российской Федерации. Проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке текста конституции. Этот проект конституции и был вынесен президентом Б.Н. Ельциным на всенародное голосование. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. Она последовательно проводит принцип разделения властей. Был сделан серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. Нормам Конституции впервые в истории России было придано прямое действие. Это значит, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы, а судебные и государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов должны руководствоваться нормами Основного закона. Поскольку Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что обеспечивается системой судебного конституционного контроля. В узком смысле под конституционным процессом (конституционно-судебным процессом) понимают урегулированную процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях.